Чем отличается профессиональная студия звукозаписи от домашней?

0:00, 19 мая 2020
Без рубрики 'Чем отличается профессиональная студия звукозаписи от домашней?
0 17 мин.

Какие колонки нужны для сведения музыки?

Предпочтения меломанов при выборе домашней акустики могут очень сильно отличаться. Выбор студийных мониторов также сугубо индивидуален, но в данном случае он обусловлен музыкальными стилями, в которых вы планируете творить.

Помните, что мониторы для сведения музыки — совсем не обязательно акустика для её прослушивания. Главный критерий при выборе студийных колонок — их объективность. Высокая детализация всего частотного диапазона поможет услышать неточности в сведении, которые могут сглаживаться колонками с различными улучшайзерами.

Звук, который мы слышим, — это не только колонки, но и пространство, в котором мы находимся

Если вы не планируете уделять внимание акустическим свойствам комнаты, то приобретать мониторы за тысячи долларов нецелесообразно

И не спешите выбрасывать старые «джениусы». Вы можете вкладывать много средств в покупку акустики, но большинство слушателей довольствуется чем попало: встроенными динамиками ноутбука, недорогими вакуумными наушниками и даже колонкой в смартфоне. Вам необходимо добиться неплохого звучания даже на откровенно плохих носителях, поэтому используйте весь спектр имеющихся устройств разного класса для тестирования.

mackie.com

Бюджетный вариант для тех, кто очень стеснён в средствах.

pioneer-online.ru

Недорогие мониторы с приятным дизайном.

Основные характеристики, влияющие на выбор звуковой карты для студии

Зачастую стоимость карты становится решающим фактором при выборе аудиоинтерфейса: у музыканта есть определённый бюджет, в который он должен уложиться. Вместе с тем на окончательный выбор должны влиять не только и не столько деньги — существует ряд более важных характеристик, на которые нужно смотреть перед покупкой.

Тип подключения

От него зависит скорость передачи данных от интерфейса к компьютеру и обратно, показатели задержки и пропускная способность студии звукозаписи. Сегодня на рынке можно найти интерфейсы с портами USB, Thunderbolt и FireWire.

В ЧЁМ РАЗНИЦА ПОДКЛЮЧЕНИЯ

Выбирая звуковые карты для домашней студии на тип подключения стоит смотреть в последнюю очередь: USB сейчас везде, Thunderbolt стал появляться значительно чаще. Да, разница между портами существует, но в большинстве сценариев ежедневной работы вы её вряд ли заметите. Поэтому выбирайте здесь простейшим способом — по наличию подходящего разъёма на компьютере или ноутбуке.

Количество входов и выходов

Основная задача интерфейса — подключать инструменты и выводить звук. Больше разъёмов — больше возможностей подключения, а значит и больше гибкость звуковой карты. Сегодня производители предлагают звуковые карты для домашней студии с любыми комбинациями и связками портов, от их количества будет зависеть окончательная стоимость интерфейса.

При выборе модели нужно заранее определиться, сколько и каких инструментов будут подключены к карте. Будете записывать только себя и один инструмент (например, гитару) — берите карту с двумя входами. Планируется запись акустических барабанов — смотрите в сторону устройств с большим количеством входов. С выходами ситуация аналогичная: ориентируйтесь на сложность системы мониторинга.

Просчитаетесь — придётся выкручиваться, менять интерфейс или расширять количество каналов. Последнее доступно далеко не всем картам, так как специальный разъём ADAT встречается не так часто, как того хотелось бы.

Больше входов и выходов — больше гибкость

Дополнительные порты и разъёмы

Фактор, являющийся продолжением предыдущего. Если в вашем распоряжении имеются синтезаторы и драм-машины с MIDI-портом, в первую очередь рассматривайте звуковые карты с отдельными MIDI-входами и выходами. Планируете расширение — ищите модели с ADAT. Хотите реампить гитару прямо через карту — проверьте модели с отдельным разъёмом для этого.

Поддерживаемая частота дискретизации и разрядность

Вне зависимости от серьёзности намерений, аудиокарта должна записывать аудио с максимально возможными разрядностью и частотой дискретизации. Конечно, обычному слушателю никогда не отличить аудио с частотой 96 кГц от 44,1 кГц, но здесь всё упирается в конечные цели.

Будете писать музыку к фильмам и делать серьёзные студийные дела — берите модели с более высокими показателями. Собираетесь выкладывать свои нетленки только на YouTube — хватит моделей с поддержкой хотя бы 48 кГц и 24-бит. Планируете записывать демки — цифры разрядности и дискретизации вообще не важны.

Софт и DSP

Некоторые звуковые карты для домашней студии оснащаются собственным DSP-процессором с блоком эффектов. С его помощью можно снять нагрузку с процессора компьютера и обрабатывать аудио ещё до его записи на диск. Часто DSP-эффекты звучат лучше обычных плагинов, но выбирать звуковые карты для домашней студии звукозаписи только по его наличию не совсем разумно.

То же касается и драйверов

Перед выбором обратите внимание на поддерживаемые операционные системы и драйвер, через который работает карта. Одни модели поставляются с самописными драйверами, созданными производителями специально для устройства, другие работают через обычный нативный драйвер USB

Стабильность работы зависит только от прямоты рук разработчиков.

Как использовать VST- и VSTi-плагины?

Наша DAW-программа всего лишь оболочка. Чтобы заставить её зазвучать, потребуется установка виртуальных музыкальных инструментов, получивших название VSTi. Современные VSTi-плагины умеют с достаточной долей реалистичности повторять звучание как синтетических, так и живых инструментов. Количество плагинов исчисляется тысячами, но мы остановимся на самых популярных из них.

Native Instruments Massive

Крупногабаритный синтезатор с сотнями преднастроенных пресетов на борту. Особенно любим музыкантами, работающими в танцевальных электронных жанрах.

LennarDigital Sylenth1

Синтезатор, не отличающийся внешней навороченностью, но снискавший любовь пользователей за звучание, которое порой можно спутать со звучанием настоящих аналоговых синтезаторов.

XLN Audio Addictive Drums 2

Один из лучших виртуальных эмуляторов живых ударных. Также в наличии пресеты популярных драм-машин.

Для обработки как виртуальных, так и живых инструментов нам понадобятся дополнительно устанавливаемые эффекты — VST-плагины. Их выбор не менее широк, но мы приведём лишь несколько из них в качестве примера.

READ  Как правильно пересаживать комнатные цветы

Antares Auto-Tune EFX 3

Плагин для тех, чья любовь к пению несоизмеримо выше умения попадать в ноты. Auto-Tune помогает очистить дорожку от фальшивых нот путём вытягивания их до ближайших правильных.

Native Instruments Guitar Rig 5

Маст-хэв-плагин для любого гитариста. С помощью Guitar Rig можно сэмулировать не только гитарный перегруз, но и различные эффекты модуляции или целые кабинеты.

iZotope Ozone 7

Плагин для мастеринга — постобработки сведённой композиции. Для тех, кому интерфейс покажется слишком сложным, в наличии десятки пресетов с оптимальными настройками для разных стилей музыки.

Как выбрать звуковую карту?

Целесообразность покупки новой звуковой карты вместо встроенной не подлежит сомнению, если вы рассчитываете заниматься музыкой всерьёз. Характеристик встроенных аудиокарт, как правило, достаточно для игр и фильмов, но для комфортной работы со звуком понадобится специальное устройство.

Обратите внимание на количество входных каналов звуковой карты. От него будет зависеть число инструментов, которые вы сможете одновременно подключить

Как правило, для домашней звукозаписи достаточно 2–4 входов, поэтому мы не будем рассматривать сегмент дорогих устройств для многоканальной записи.

Также немаловажный фактор при покупке — наличие фантомного питания на борту аудиокарты. Дополнительное питание для подключаемого устройства необходимо, если вы используете конденсаторный микрофон.

Lexicon Alpha

djshop.by

USB-аудиокарта, имеющая на борту инструментальный и два линейных входа, а также XLR-разъём. Есть регулятор подмешивания сигнала с компьютера к звуку подключённых инструментов. Есть и значительные недостатки: отсутствует фантомное питание и отдельная регулировка громкости наушников.

Focusrite Scarlett 2i2

focusrite.com

Недорогая звуковая карта с приятным дизайном, микрофонными предусилителями, фантомным питанием и функцией прямого мониторинга звука, исключающей появление задержки.

rolandmusic.ru

Звуковая карта от Roland с тремя входами и фантомным питанием на борту.

PreSonus AudioBox 22VSL

ek.ua

Эта звуковая карта может похвастаться минимальной задержкой, а также отличной работой как с живым звуком, так и по MIDI-интерфейсу. Имеет два входа с фантомным питанием.

Какой компьютер нужен для создания музыки?

Во-первых, необходимо определиться с габаритами устройства. Если вы рассчитываете использовать компьютер в живых выступлениях или планируете заниматься музыкой вне своей комнаты, то вам больше подойдёт ноутбук. Если же таких перспектив перед вами не стоит, советуем сделать выбор в пользу стационарного компьютера с большим монитором.

Представьте себе ваш браузер с парой десятков вкладок, между которыми вам необходимо быстро переключаться. Неудобно? С музыкальным ПО будет ещё неудобнее. Интерфейс программ для записи и обработки звука включает кучу кнопок и регуляторов, а окна плагинов накладываются друг на друга.

Примерно так иногда выглядит изображение на мониторе звукорежиссёра. musicradar.com

Выбор операционной системы также немаловажен. Достойное ПО есть везде, но не все программы являются кросс-платформенными. Так, если вам импонирует секвенсор Logic Pro X, то и выбирать следует компьютер под управлением macOS.

Нужна звуковая карта

Теоретически многие начинающие диджеи свои первые треки создавали исключительно с помощью ноутбука, не используя дополнительного оборудования.

Но если вы планируете записывать гитары, вокал, партии клавишных и ударных, без звуковой карты не обойтись.

Выбрать можно недорогой вариант звуковой USB-карты

Обращайте внимание на:

  • наличие портов MIDI In (для подключения клавиатуры);
  • количество портов типа «джек» (на первое время достаточно двух);
  • количество портов типа XLR для подключения микрофона. В компактных звуковых картах этот порт, как правило, спарен с «джеком». На первое время будет достаточно хотя бы одного такого порта.

Встроенный ламповый каскад предусилителя, фантомное питание — все это будет позже. Не спешите тратить деньги.

Какой взять монитор и наушники

Все, что вы запишете, нужно на чем-то слушать. Для домашней студии придется раскошелится на два источника звука:

  • звуковые мониторы – по сути, колонки, которые воспроизводят музыку без характерных для потребительской акустики «украшательств», т.е. в первозданном виде.
  • наушники закрытого типа – для более тонкого сведения композиций и работы в ночное время суток.

Оценивать собственные треки нужно в самых разных типах наушников. В трехдрайверных гибридах FiiO F9 вы сможете легко расслышать все недочеты сведения трека, а широкий диапазон воспроизводимых частот подскажет, как сделать композицию еще интереснее.

FiiO F9 отличаются от конкурентов богатой комплектацией: несколько пар амбушюров, компактный кейс и все необходимые кабели, включая балансный с 2,5-миллиметровым штекером.

Первое время, вместо мониторов, можно ограничиться и недорогими колонками «из Ашана», но учтите, что качество микширования ваших композиций в таком случае будет уверенно стремится к посредственному.

Что такое DAW-программа и зачем она нужна?

DAW (англ. digital audio workstation) — цифровая звуковая рабочая станция. Звучит сложно, но на деле всё гораздо проще. DAW — программная среда, в которой происходит запись и редактирование вашей музыки.

FL Studio, Cubase, Logic Pro X, Pro Tools, Reaper, Ableton Live, Nuendo — самые известные представители ряда DAW-программ, также называемых секвенсорами. Стоит отметить, что выбор программной среды индивидуален не менее, чем выбор подходящих наушников. В любом из перечисленных секвенсоров можно создавать музыку приемлемого качества, и тут каждый должен исходить из собственных предпочтений. Скачивайте бесплатные демоверсии, пробуйте и выбирайте DAW-программу, которая подойдёт именно вам.

READ  20 неожиданных вещей, которые стоит засунуть в посудомоечную машину - лайфхакер

Image-Line FL Studio

Image-Line FL Studio 12. image-line.com

Программа-секвенсор, обладающая интуитивно понятным интерфейсом. Отлично подходит для создания и обработки партий виртуальных инструментов, но функция живой записи в FL Studio реализована не очень удобно.

Ableton Live

Ableton Live 9.2.2. ruprograms.com

Ableton создавался как программа для живых выступлений, но стал одним из самых популярных секвенсоров с интуитивно понятным управлением, гибкими настройками и приемлемым качеством вшитых инструментов для обработки.

Logic Pro X

Logic Pro X. macworld.com

Переход на Logic — естественный эволюционный этап для продвинутых пользователей GarageBand. Имеет в базовой комплектации крутые программные синтезаторы и эффекты. Разобраться в Logic Pro X несколько труднее, чем в том же Ableton, но заядлые пользователи уверяют, что оно того стоит.

Клавиатура и мышь — недостаточно комфортные устройства ввода, если речь идёт о программах для создания музыки. Конечно, никто не запрещает набивать ноты и прописывать автоматизацию эффектов с помощью мыши, но это не очень удобно. Создать эффективную коммуникацию между музыкантом и компьютером помогут MIDI-контроллеры.

samsontech.com

Простенькая 32-клавишная MIDI-клавиатура.

AKAI MPK Mini

akaipro.com

Двухоктавный MIDI-синтезатор с назначаемыми регуляторами и программируемыми пэдами. Справится с ролью простенькой клавиатуры и драм-машины, упростит настройку автоматизации эффектов.

m-audio.com

Пятиоктавная MIDI-клавиатура для тех, кому не подходят урезанные версии клавишных инструментов.

Кабель MIDI to USB

ru.aliexpress.com

Возможно, у вас уже есть бюджетный синтезатор-самоиграйка. Многие из этих недорогих «касио» имеют 5-контактный MIDI-интерфейс. Для подключения синтезатора к компьютеру подойдёт недорогой кабель с AliExpress.

Начните с компьютера или ноутбука

Время аналоговой записи — это, скорее, эксклюзивная прихоть распиаренных коллективов. Для них подготовлен винил, ансамблевая запись, и стоит это все очень дорого. Традиционным же рынком, рассчитанным на рядового потребителя, сейчас заправляет цифра, поэтому без ноутбука или компьютера в звукозаписи никак.

Выбирая десктопник, вы можете получить потенциально бОльшую производительность всей системы. Недостаток же персонального компьютера — необходимость дополнительной звукоизоляции, поскольку кулер от блока питания, видеокарты и процессора создают дополнительный фоновый шум, крайне нежелательный при звукозаписи.

Усилитель нужен не только в студии звукозаписи. Прокачать топовые наушники поможет FiiO E10K. В этой модели портативного усилителя инженеры сделали все возможное, чтобы звучание стало максимально естественным: оптимизровали фильтр низких частот, переработали схему усиления баса, снизили уровень искажений и шума.

Вместо Wolfson WM8740 производитель установил более лояльный к задержкам ЦАП PCM5102 от Texas Instruments, а «сердцем» усилителя стал чип LMH6643, пришедший на смену AD8397

Совет:

К тому же, подключение периферийного оборудования на macOS намного легче такого в среде Windows.

Куда без микрофона?

А лучше сразу два: динамический и конденсаторный. В конце концов, петь то вы собираетесь?

  • Конденсаторный микрофон – используется для записи вокала и акустических инструментов. От динамического отличается более широким охватом частотного спектра.
  • Динамический микрофон – идеально подойдет для громкого драйвового вокала, источников звука с повышенной амплитудой.

Говоря простым языком, конденсаторный микрофон намного чувствительнее динамического. Например, он способен улавливать работу стиральной машинки в соседней комнате, чего не умеет динамический.

Но из-за чрезмерной чувствительности и хрупкости конденсаторный микрофон не всегда актуален при записи гроул-вокала или ударной установки.

В любом случае, в арсенале домашней студии лучше иметь сразу оба типа микрофонов.

Где лучше покупать оборудование для студии звукозаписи

В первую очередь изучите ассортимент крупных музыкальных магазинов — Музторга, Мира Музыки, Slami и POP-MUSIC. Следом посмотрите предложения магазинов поменьше и узкоспециализированных продавцов — DJ-Store, Пульт.ру, ProAudio.

Посмотрите на цены в региональных магазинах. В зависимости от региона и масштабов магазина, цена на некоторые позиции может отличаться на 20-30% в меньшую сторону. Даже с учетом платной доставки, на этом можно выиграть в цене.

Подумайте о покупке оборудования с рук. Изучите соответствующие разделы на «Авито» и «Из Рук в Руки». При этом будьте предельно внимательны — на таких площадках часто попадаются недобросовестные продавцы и мошенники, желающие продать сломанное или бракованное оборудование.

Заказывать оборудование можно и в крупных магазинах Европы и ближнего зарубежья. Посмотрите предложения таких площадок, как Musik Produktiv и Thomann.

Есть еще мелочи

Студия звукозаписи — вещь очень разноплановая. У каждого звукорежиссера свой «джентельменский набор» инструментов, аппаратуры и всевозможных примочек.

Как для начинающего режиссера, помимо вышеназванных пунктов подумайте о приобретении:

  • Набора XLR и «джек» кабелей различной длины. Иметь в арсенале хотя бы парочку дополнительных шнурков уж точно не помешает.
  • Комбо-усилителя для записи акустических инструментов.
  • Пары микрофонных стоек.
  • Подножки для гитариста.
  • Стоек для гитар.
  • Микшера для подключения большого количества инструментов.
  • Внешнего жесткого диска для хранения исходников проектов.
  • Второй (третий) монитор.

Продолжать список можно бесконечно долго, ведь в студию звукозаписи можно вкладывать и вкладывать. Вопрос лишь в том, какого уровня хотите добиться вы. Да и не стоит забывать, что качество музыки зависит не от аппаратуры, а от таланта исполнителя.


iPhones.ru

Составляем список.

Ищем MIDI-клавиатуру

Домашняя студия, само собой, подразумевает экономию пространства. Вряд ли вы будете морально готовы раскошелиться на полноценную ударную установку. Да и для записи партии ударных нужно, как минимум, освоить простейшие ритмические рисунки и научиться «стучать».

READ  Маст хэв это

Именно поэтому ударные может заменить MIDI-клавиатура. Вообще она может заменить практически любой акустический инструмент – количество и качество плагинов сегодня попросту поражает воображение.

Выбирая клавиатуру, ориентируйтесь на собственный бюджет и габариты рабочего места. На рынке представлены как полноценные 88-клавишные варианты, так и более компактные на 25, 32 или 49 клавиш.

Желательно наличие слайдера (качельки, позволяющей транспонировать ноту во время записи) для возможности записи более «живых» партий. Если вы не профессиональный пианист, на первое время вполне можно отказаться от молоточковой механики.

Как собрать домашнюю студию звукозаписи?

Свою первую студию я начал собирать в 2011 году. Тогда я не представлял в полной мере зачем она нужна — главным критерием была запись музыки в любое время.

Моим первым домашним студийным устройством была звуковая карта . Простой бюджетный интерфейс открыл мне мир звукозаписи. Позднее арсенал пополнился наушниками AKG K272, которыми я пользуюсь до сих пор.

В таком виде студия просуществовала пару лет. Я познавал азы звукорежиссуры, изучал возможности разных секвенсоров, перебирал виртуальные инструменты и плагины. Попутно записывал музыку, разные музыкальные инструменты и работал над аранжировками.

Постепенно возможностей Tri-Capture перестало хватать, да и накопившийся опыт говорил, что пора расширять студию. К этому моменту я понял несколько вещей:

  • Студия звукозаписи — это не обязательно десятки видов разного оборудования. Скромный комплект из простой звуковой карты и неплохих наушников — такая же студия звукозаписи. При должном уровне знаний и умений, сочинять и записывать качественную музыку можно на любом оборудовании;
  • Навыки и талант — первичны, оборудование — вторично. Как теннисная ракетка становится продолжением руки теннисиста, так и устройства должны быть лишь продолжением таланта музыканта. Талантливый музыкант, работающий на скромном комплекте изученного оборудования, может делать качественную музыку. И результат будет лучше, чем у того, кто скупил половину Музторга, но не наделен талантом.
  • Начинать лучше с малого, постепенно расширяя свой арсенал. Нет смысла покупать кучу устройств сразу, особенно если не знаешь, для чего они тебе. Изучи свои устройства, а дополнения покупай только если они очень нужны;
  • Долгий и осознанный поиск подходящего устройства — это нормально. Ненормально — покупать каждую выходящую новинку, в надежде улучшить качество музыки.

Перед покупкой новых устройств, я задумался, чем хочу заниматься в студии и что для этого нужно. В студии я буду заниматься аранжировками, записывать песни и сводить их. Для этого мне нужны: звуковая карта, ди-бокс, наушники, пара студийных мониторов, MIDI-клавиатура и микрофон. Когда мне понадобится дополнительное оборудование, я просто докуплю его.

Исходя списка необходимого и своего бюджета, мне было проще выбрать конкретные модели мониторов, наушников и других устройств.

Если сейчас вы находитесь в поисках ответа на вопрос, как собрать домашнюю студию звукозаписи, определитесь с двумя моментами:

  1. Какие цели стоят перед вашей студией звукозаписи?
  2. Какой бюджет выделяется на покупку оборудования?

Если с бюджетом все понятно, то без знания цели покупка любых устройств станет бессмысленной тратой денег. Сформулируйте цель своей студии звукозаписи. Для этого ответьте на такие вопросы:

  • Для чего вам студия звукозаписи?
  • Вы будете записывать музыку или сводить?
  • Вы будете работать в студии в одиночку или с кем-то еще?
  • Планируете ли вы записывать живые инструменты или обойдетесь виртуальными библиотеками и плагинами?
  • Сколько инструментов одновременно вы хотите записывать?
  • Будете ли вы писать живые барабаны в своей студии или воспользуетесь электронными?

А наушники?

Приобретая наушники, не забудьте их примерить. Сведение — кропотливый процесс, требующий многих часов работы, поэтому удобство здесь играет ключевую роль.

Составьте список из наушников, которые вам приглянулись, и сравните их АЧХ (эту информацию можно найти в интернете): звучание должно быть максимально ровным на задействованных частотах.

mycroft.su

Недорогие открытые наушники с нейтральным звучанием.

Beyerdynamic DT 770 Pro 80 Ohm

musik-produktiv.ru

Закрытые наушники с велюровыми амбушюрами. Имеют приятный дизайн и сбалансированное звучание с подчёркнутыми верхними частотами.

Заключение

Прежде чем искать и выбирать оборудование для студии звукозаписи, определитесь, чем вы будете заниматься. Список необходимых устройств в первую очередь зависит от того, как использовать студию. Так что не торопитесь и вдумчиво определите задачи, ставящиеся перед студией.

Нет смысла покупать все и сразу, особенно если студия собирается впервые. Покупать устройства «чтобы были» — не лучшее решение.

Начните с малого. Купите простой комплект «Все в одном» или связку из звуковой карты и MIDI-клавиатуру и изучайте их возможности. Только так можно понять, каких устройств и для чего не хватает в студии.

Не гонитесь за навороченностью и не покупайте самые дорогие модели оборудования. Дорогое — не значит лучшее, а дешевое — не значит плохое. Помните, что никакое продвинутое устройство не исправит недостаток знаний и опыта. Двигайтесь небольшими шагами, приобретая новые навыки и расширяя возможности своей студии.

Подводя итог отметим, что покупать нужно то оборудование, которое подходит именно вам. Кто бы что не говорил и не писал в отзывах, только вы знаете, с чем вам удобно работать. Это значит, что к любым советам стоит прислуживаться, но отнюдь не строго следовать им.

Статья опубликована 28.04.2016. Текст, список устройств и цены обновлены 16.05.2017.

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *